05.06.2013 - 12.06.2013
Вслед за выставкой «Москва и Москвичи» в Российской Академии искусств в январе 2013 года в Москве Андрей Есионов представит в Париже эклектичную коллекцию -семь из двенадцати портретов выдающихся москвичей, а также около 20 акварелей с видами Москвы. В этой избранной коллекции представлены портреты первого президента СССР Михаила Горбачева, космонавта Алексея Леонова, кинорежиссеров Эльдара Рязанова и Владимира Наумова, модельера Вячеслава Зайцева и чемпиона по шахматам Анатолия Карпова.
Процесс написания картин происходит в два этапа: сначала в ходе личной встречи с портретируемым А. Есионов делает набросок в карандаше, который помимо подготовительного эскиза служит основой для написания маслом портрета модели в полной рост. Подобно приемам мастеров эпохи Ренессанса и классицизма, первый сеанс служит отправной точкой для дальнейшего художественного перепрочтения в мастерской художника, в результате которого и появляется готовое произведение. Исторически так сложилось, что королям, принцам, рыцарям или духовным лицами хотелось быть изображенными в выигрышных позах в окружении своих персонализированных символов, и считалось, что подобные портреты официального характера призваны иллюстрировать их военные подвиги и мечты о славе.
Работы Андрея Есионова, дополненные символами, отличаются от описанного выше исторически сложившегося льстивого подхода. В развлекательном ключе, с определенным смещением от реальности, эти портреты еще больше отражают просвещенную экстраполяцию «публичного» образа культовых персонажей, которых художник решил изобразить в своих работах. Сюжетность картин, часто противоречащая канонам, дает импульс «видению» картины, которое появляется в связи с сюжетным замыслом. Концепция работ А. Есионова обращена к метафорической транспозиции необходимой для интерпретации образа, к присвоению символических деталей, призванных усилить выразительность портретов выдающихся людей.
В 2012 году Вячеслав Зайцев отпраздновал 50-летие своей профессиональной деятельности. По этому поводу Есионов написал портрет российского модельера, художника, дизайнера, известного (чаще всего как Слава Зайцев) во многих странах мира, в том числе и как «красный Диор». В 1956 году переехал в Москву, закончил Московский текстильный институт в 1962 году. Его работы haute-couture сравнивают с работами Кристиана Лакруа, Пьэра Кардэна и Ив Сен-Лорана. Зайцев изображен рисующим золотую рыбку с короной, что перекликается с зодиакальным знаком модельера, а ее цветовая гамма напоминает российский флаг. Зайцев выступает центральным персонажем этой «картины в картине» (картина с эффектом матрешки), несколько устаревшей с точки зрения искусства портрета: модельер является неотъемлемой частью некого пространства между водой ивоздухом, этой «полуводной» среды, как бы отвлекаясь от нанесения кисточкой последних штрихов на свое полотно.
В коллекции Есионова сферы деятельности его героев сменяются, но не похожи друг на друга. Международный гроссмейстер с 1970 года, чемпион мира по шахматам ( в частности после матча с Корчным), Анатолий Карпов изображен на картине в окружении двух значимых для мира шахмат символов: «Мыслителя» Родена и огромных песочных часов, используемых на международных соревнованиях. На стыке теплой и холодной палитр, на фоне сыплющегося песка, символизирующего течение времени, Карпов, кажется, пришел в наш мир из какого-то другого измерения, каким и является мир шахмат, где царит дух стратегического и математического мышления.
Наряду с этими аллегоричным портретам следует отметить картину «Тридцать серебряников». Данная работа отличается по своей структуре от остальных картин в коллекции: здесь нет известных личностей, более того, художник изобразил сразу двух людей, и мы их видим со спины. Сюжет картины метафоричен, в основе ее эпизод из Евангелия от Матфея о тридцати серебряниках, которые, согласно письменным свидетельствам, явились ценой предательства, совершенного Иудой Искариотом, одним из 12 учеников Иисуса из Назарета. История повествует о том, как после тайной вечери Иуда, прибегнув к хитрости - прилюдно поцеловав Иисуса, указал таким образом на него императору Понтию Пилату. Сюжет о предательстве и продажной душе косвенно перекликается с темой бюрократии. Атмосфера в кабинете какого-то государственного учреждения пропитана подозрительностью, доносами, находясь под "присмотром Москвы" (на стене, несмотря на нечеткость линий картины, узнается портрет Путина). Лист бумаги оказывается в центре всеобщего внимания, особенно стоящего человека, от взгляда которого ничего не ускользает. Что делает сидящий человек: крадет ли он секретный документ, собирается ли он спрятать его в карман своего пиджака? Эта аллегория может трактоваться по-разному, однако, в ней точно содержится политический подтекст.
Помимо этих двенадцати апостолов московской интеллигенции , героических фигур России, представленные акварели являются своеобразным сопровождением портретной идеализации. Далекие от всякой аллегории и грез, за исключением этой сверхъестественной/необыкновенной вибрации, искусно создаваемой ослепительным свечением, акварели отражают только реальность. А именно то, что можно увидеть на нынешних московских улицах: автомобильное движение, пешеходов, запечатленных в их повседневных заботах.
В рамках своей первой парижской выставки в Galerie 66 Андрей Есионов предоставляет нам возможность взглянуть на разнородность (неравномерность) современной России. Москва и москвичи, их стили, разнящиеся по своему замыслу (выдающиеся личности и рядовые горожане) и по технике исполнения (масло и акварель) составляют некий художественный диптих, чья взаимодополняемость/комплементарность сопоставляет сцену с кулисами, общественную с частной сферами жизни, внешний облик с внутренним содержанием, человека с городом, реальность с воображением, славу с безликостью. Далеко за окнами, сквозь которые просматриваются акварельные пейзажи, будучи защищенными от посторонних взглядов в своей перемещенной реальности, живут иконы русской истории, увековеченные Андреем Есионовым.
Если говорить о хронологической последовательности создания этой коллекции, первой из двенадцати работ был портрет антифашистского кинорежиссера Владимира Наумова. Он родился в 1927 году в Ленинграде, учился во ВГИКе вместе с другом Сергеем Параджановым. Наиболее известный фильм, снятый Наумовым, - «Тегеран 43» с Аленом Делоном, Курдом Юргенсом и Джессом Ханом, сюжетом для которого послужил террористический план покушения на Черчилля, Сталина и Рузвельта во время Тегеранской конференции. В 1986 году Наумов становится профессором ВГИКа, в 2002 году - президентом Национальной академии кинематографических наук и искусств. Кроме того, режиссер был награжден многочисленными международными премиями. Портрет Наумова в исполнении Есионова кажется почти сказочным: он изображен сидящим в режиссерском кресле, и, как представляется, довольно убедительно излагает свою теорию кинематографии перед невидимой для нас аудиторией. Позади режиссера на синем фоне изображен прирученный Пегас. Будучи фантастическим образом греческой мифологии, этот крылатый конь (его имя переводится как «фонтанирующий источник») доставлял Зевсу на Олимп гром и молнии. Считается, что, будучи символом мудрости и поэзии, Пегас обладал такой духовной энергией, благодаря которой все, кто ехал верхом на нем, попадали в царство богов.
Другой кинорежиссер, драматург и поэт, родившийся на берегах реки Волги в 1927 году, Эльдар Рязанов является автором знаменитых комедий, высмеивающих несовершенство человеческой натуры. Эти сатирические картины советского общества, снятые во времена цензуры, характеризуют режиссера как личность, в которой преобладают мудрость и насмешка. В детстве семья Рязанова переезжает в Москву, он поступает во ВГИК на курс Сергея Эйзенштейна. В 1977 году Рязанов был удостоен Государственной премии СССР, в 1984 году получил звание народного артиста СССР, в 1991 году получил награду «Ника» (российский «Оскар») в номинации «лучший режиссер». Во Франции режиссер был награжден Орденом Искусств и Литературы за цикл передач «Парижские тайны». Смелый новатор Рязанов, чья любимая фраза – «правда там, где юмор», изображен со старым львом у ног. Некогда грозный хищник мирно дремлет, а рядом в стакане лежит его челюсть. Эта колкая аллегория старости как в общем, так и в данном случае. (смысл двоякий).
Далее в галерее портретов следует первый президент СССР Михаил Горбачев, реформатор и отец «перестройки», который открыл путь либерализации экономики, политической и культурной жизни СССР, а также распада Восточного блока стран народных демократий, способствовал завершению «холодной войны» и воссоединению Германии. На ледяном фоне, напоминающем о психологическом противостоянии Восток-Запад 50-х годов, Горбачев восседает на ледяном кубе (ice cube) посреди осколков льда, символизирующих «гласность» (прозрачность – пояснение термина для французов). С несколько отстраненным и разочарованным взглядом, размышляя над жизнью, он небрежно выкладывает тросточкой из осколков льда фразу «who is who» у своих ног. Вероятно, он размышляет над относительностью политической славы?
Скоро исполнится полвека с того момента, как в 1965 году космонавт Алексей Леонов первым в мире осуществил выход в открытый космос: «Я направлялся в неизвестность, и никто не мог мне сказать, что меня там ожидало. Я без спешки пролез через шлюз и осторожно вылез наружу. Понемногу я начал удаляться от корабля. … Больше всего меня поразила тишина. Это была впечатляющая тишина, настолько глубокая и пронизывающая, что я начал слышать звуки собственного тела, на Земле такой тишины нет. … Я не ожидал увидеть в небе так много звезд,».. Проведя около 10 минут в открытом космосе, Леонов вернулся на корабль. В 1975 году Леонов второй раз отправился в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля «Союз-19», а также первой программы советско-американского сотрудничества в космической сфере «Союз — Аполлон». Стыковка двух космических кораблей утвердила конец этой «холодной войны», в ходе которой гонка за освоение Луны становилась реальной угрозой. Рукопожатие Леонова и капитана корабля «Аполлон» стало проявлением доброй воли двух государств в деле сохранения мира. Сегодня имя Леонова присвоено одному астероиду и лунному кратеру. На лаконичном фоне космонавт предстает перед нами в повседневной одежде, но при этом в металлическом свечении космоса он удерживает в своей руке звезду и взбирается по ступеням славы. Выглядывающая из-за его спины Луна напоминает нам о подвигах Леонова.